(Плиханков Павел Иванович; 5.07.1845, с. Сакмара Оренбургского у. и губ.- 1.04.1913, г. Коломна Московской губ.), прп. (пам. 1 апр., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев). Отец В. был из казаков, занимался торговлей. Мать В. скончалась при родах, отец женился вторично, благочестивая мачеха привила В. с раннего детства любовь к церковной службе, шестилетнему мальчику чудесным образом было предсказано буд. духовное служение. После окончания школы в 1854 г. П. Плиханков поступил в гимназию в Полоцке, при к-рой жил в пансионе, в 70-х гг. XIX в. окончил Оренбургское казачье военное уч-ще, затем штабные офицерские курсы в С.-Петербурге. С 1884 г. служил начальником мобилизационного отд-ния в штабе Казанского военного окр., жил в Казани, к кон. 80-х гг. получил чин полковника.
Ведя строгую молитвенную жизнь, Плиханков избегал светских приемов, ежедневно бывал в храме, посещал казанские мон-ри, общался с блж. старицами Евфросинией и Аннушкой, последняя сокровенным образом предсказала ему монашество и схиму. Познакомился с проф. КазДА архим. Антонием (Вадковским), к-рый подарил ему кн. «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу». Плиханков начал практиковать Иисусову молитву, но вскоре оставил ее из-за отсутствия духовного наставника. Однажды в кон. 80-х гг. он молился в московском храме Кадетского корпуса на литургии, к-рую совершал св. Иоанн Кронштадтский. К концу службы Плиханков прошел в алтарь. В это время прот. Иоанн переносил Дары с престола на жертвенник; поставив чашу, Кронштадтский пастырь вдруг приблизился к офицеру, поцеловал ему руку и быстро отошел. Стремясь узнать волю Божию о себе, Плиханков посетил мн. мон-ри и храмы на Волге; ради встречи с прп. Амвросием (Гренковым) в авг. 1889 г. побывал в Оптиной пуст., прп. Амвросий посоветовал ему через 2 года поселиться в пустыни. Летом 1891 г. Плиханков съездил в Оренбург и взял благословение у мачехи на иночество. Побывав в ТСЛ, в Черниговском скиту и у прп. Варнавы (Меркулова), Плиханков вернулся в Казань, 17 дек. 1891 г. выехал в Оптину пуст.
По прибытии 24 дек. 1891 г. в обитель он был принят начальником Иоанна Предтечи скита прп. Анатолием (Зерцаловым) (прп. Амвросий к этому времени скончался), 10 февр. 1892 г. включен в состав братии. Находясь под духовным руководством прп. Анатолия, послушник Павел составлял жития святых, описания чудотворных икон, писал духовные стихи, статьи о монашестве, старчестве, Иисусовой молитве. 26 марта 1893 г. был пострижен в рясофор. После кончины прп. Анатолия духовным отцом инока в 1894 г. стал прп. Иосиф (Литовкин). По его благословению инок Павел до апр. 1902 г. служил письмоводителем, вел «Летопись скита», собирал материалы для жизнеописания преподобных Оптинских старцев Макария (Иванова), Амвросия и Анатолия. Во многом основываясь на записях В., схиархим. Агапит (Беловидов) впосл. составил жизнеописания старцев Амвросия и Макария. В дек. 1900 г. во время сильной болезни инок Павел был тайно пострижен в мантию с именем в честь прп. Варсонофия Великого, 29 дек. того же года был рукоположен во иеродиакона, 1 янв. 1903 г.- во иеромонаха. В 1903 г. назначен помощником скитоначальника, духовником скита и Шамординского жен. мон-ря, а также паломников, приходивших в скит. Поселился в келье прп. Макария у св. ворот скита.
После начала русско-япон. войны В. весной 1904 г. был направлен в действующую армию, служил при солдатском госпитале, в котором устроил церковь (антиминс привез из Москвы). За усердие в духовном окормлении воинов получил неск. наград, в т. ч. в мае 1904 г. наперсный крест. После окончания войны 1 нояб. 1905 г. вернулся в Оптинский скит.
В апр. 1906 г. В. был назначен и. о. начальника Предтеченского скита, сменив на этой должности старца Иосифа, 14 мая 1907 г. возведен в сан игумена, 29 июня назначен скитоначальником. Открывшиеся к этому времени у В. дары старчества привлекали к нему множество людей. Перед началом исповеди старец обычно проводил беседу, в которой иносказательно открывал присутствующим их грехи. Преподобный умел расположить к себе кающегося, подвигнуть к чистосердечной исповеди и, показав ему всю тяжесть грехов, вложить в душу надежду на спасение. Часто исцеления по молитвам В. совершались прикровенно - В. посылал страждущих на св. источники в Пафнутиев боровский мон-рь, Тихонову калужскую пуст. Старец обладал особым даром общения с представителями интеллигенции. В 1910 г. преподобный ездил на ст. Астапово для напутствия умирающего Л. Н. Толстого, впосл. с грустью вспоминал: «Не допустили меня к Толстому... Просил врачей, родных, ничего не помогло... Хотя он и Лев был, но не смог разорвать кольцо той цепи, которою сковал его сатана». 11 июля 1910 г. В. тяжело заболел, опасались, что старец умрет. Прп. Нектарий (Тихонов), архим. Ксенофонт, иером. Феодосий, взяв у прп. Иосифа (Литовкина) благословение, постригли В. в схиму. 13 июля старцу стало лучше.
В 1910-1911 гг. в Оптиной пуст. возникли нестроения, В. заступился за несправедливо оклеветанного настоятеля архим. Ксенофонта. Святейший Синод не нашел в действиях настоятеля ничего предосудительного, однако для сохранения мира в обители В. перевели в коломенский Старо-Голутвин мон-рь. 5 апр. 1912 г. в московском Богоявления Господня мон-ре Дмитровский еп. Трифон (Туркестанов) возвел В. в сан архимандрита, после чего преподобный уехал в Голутвин мон-рь. За год служения в обители, пришедшей к нач. XX в. в упадок, В. восстановил благочиние иноческой жизни, привлек благотворителей, которые помогли отремонтировать храмы, кельи, гостиницу; мон-рь стал одним из духовных центров Подмосковья. Несмотря на постоянное недомогание, В. с обеда до позднего вечера принимал посетителей, духовных чад, приезжавших к нему оптинских насельников и шамординских монахинь, вел обширную переписку. В нач. февр. 1913 г. старец простудился, открылось тяжелое заболевание желудка. 21 февр. преподобный совершил богослужение в кафедральном соборе Коломны по случаю 300-летия царствования Дома Романовых. Во время предсмертной болезни терпел сильные боли, отказался от помощи врачей, ежедневно причащался. Чин отпевания В. совершил 6 апр. в Старо-Голутвине мон-ре еп. Трифон (Туркестанов). Гроб с телом преподобного был перевезен в Оптину пуст., 9 апр. В. был похоронен на монастырском кладбище близ Введенского собора, рядом с прп. Анатолием (Зерцаловым). Позднее над обеими могилами братия соорудила общую часовню.
После кончины В. являлся во сне мн. оптинским монахам. 12 нояб. 1913 г. преподобный явился скитскому уставщику Кукше, попросил, чтобы после литургии пропели молитву «Под Твою милость», и заповедал, чтобы это делалось всегда. Скитоначальник о. Феодосий распорядился ввести в скиту пение этой молитвы, что соблюдается в Оптиной пуст. и в наст. время. В 1996 г. В. был прославлен в Соборе преподобных Оптинских старцев к местному почитанию, на Архиерейском юбилейном Соборе 2000 г.- общецерковно. 10 июля 1998 г. состоялось обретение мощей Оптинских старцев, в т. ч. В. Мощи В. почивают во Владимирском храме Оптиной пуст., ежедневно перед ними служатся молебен и акафист.